Готовимся к проектно-исследовательской
работе.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из
нескольких этапов.
·
Выбор темы. · Постановка цели и задач. · Гипотеза исследования. · Организация исследования. · Подготовка к защите и защита работы.
1. Тема исследовательской работы.
Как будет называться моё исследование?
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему
несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если
же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на
следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу
заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего
занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы
узнать как можно больше?
- Чем я мог бы
гордиться?
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена относительно быстро.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую
гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
1. Живая природа
2. Человек
3. Общество
4. Культура
5. Земля
6. Вселенная
7. Наука
8. Техника
9. Экономика
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
Актуальность - необходимо решить, почему именно эту проблему
нужно в настоящее время изучать.
3. Цель. Цель
формулируется как результат, который предполагается получить.
- изучить…
– установить связь между...
- доказать, что...
- создать...
Что я хочу исследовать?
4. Задачи. Для чего я
хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит
ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»
Задачи:
·
изучить литературу о жизни ·
выявить, чем питаются ·
установить места проживания ·
выяснить ·
рассмотреть ·
определить
5. Гипотеза
исследования (я предполагаю, что…….). Гипотеза – это предвидение
событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина
и не ложь – она просто не доказана.
6. Дата и место проведения моего
исследования. (Дать краткую характеристику места, где проводилась работа).
7. (Методика работы).
Каким образом я проводил исследование, наблюдения, опыты, измерения, сравнения,
учёт.
«Наблюдение начали…..
8. (Описание работы). Мои
результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными
доказательствами
Организация исследования
включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже
известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и
журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью
наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
9. (Выводы). Выполнил ли
я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).
«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …»
«На основе полученных данных можно сделать следующие
выводы….»
«Наши результаты исследования и сведения из литературы о
жизни совпадают. Наше предположение
подтверждается…»
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не
удалось выполнить?
10. Кого я хочу поблагодарить?
11. Использованная литература.
12. Приложения
"Подготовка к защите исследовательской работы”
·
Выделить из текста основные понятия и дать им
определения.
·
Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события.
·
Выявить и обозначить все замеченные тобой
парадоксы.
·
Выстроить по порядку (ранжировать) основные
идеи.
·
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
·
Сделать выводы и умозаключения.
·
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
·
Подготовить текст сообщения.
·
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
·
Приготовиться к ответам на вопросы.
Возможные результаты проектной
деятельности представление: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка,
коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат,
план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
Презентация, или защита проекта,
- завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной
ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки
проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка
сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии..
|